+7 (4932)
 37-79-60
SOVVET37@yandex.ru
Ивановское региональное отделение
Полезные ссылки

Закон прерогативы «Имеющиеся различия при исчислении пенсий обусловлены объективными критериями»

Закон прерогативы «Имеющиеся различия при исчислении пенсий обусловлены объективными критериями» 05.11.2017        Отклик на статью «Унижающие коэффициенты-2»

В Главной военной прокуратуре рассмотрены Ваши обращения, обусловленные публикацией в газете «Военно-промышленный курьер» статьи Фаличева О. В. «Унижающие коэффициенты-2» о нарушении прав военнослужащих и пенсионеров Минобороны России установленными законодательством Российской Федерации различиями в порядке исчисления денежного довольствия, учитываемого при назначении пенсии, а также других выплат в зависимости от их принадлежности к Министерству обороны, органам военной прокуратуры, военным следственным органам, федеральной государственной гражданской службе и иным органам.
Анализ приведенных в статье федеральных законов показал, что они приняты и введены в действие в установленном порядке полномочными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях о соответствии пенсионного законодательства Конституции Российской Федерации неоднократно отмечал, что само по себе установление различного порядка исчисления пенсии за выслугу лет, изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат, будучи основано на объективных критериях и при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 № 11-П, от 27.11.2008 № 11-П, определения от 11.07.2002 № 191-0, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.).
Как следует из определения Конституционного суда Российской Федерации от 24.09.2012 № 1800-О, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий – государственные пенсии и социальные пособия согласно ее статье 39 (часть 2) устанавливаются законом (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать различные пенсионные системы исходя из специфики осуществляемой гражданами трудовой или служебной деятельности.
Федеральный законодатель, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, во исполнение Конституции Российской Федерации закрепил в законе Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» основания и условия реализации права на пенсию указанных в нем лиц, отличающиеся по аналогичным параметрам от трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая форма государственного социального обеспечения, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих (определения Конституционного суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 437-0-0, от 23.09.2010 № 1152-0-0, от 26.05.2011 № 605-О-О и от 29.09.2011 № 1040-О-О).
Имеющиеся различия при исчислении пенсий обусловлены объективными критериями.
В частности, ранее действовавший стопроцентный размер учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия для судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов, а также доплаты (надбавки) за выслугу лет сохранены, что являлось гарантией соблюдения прав указанной категории граждан, поскольку их оклады по должности остались прежними, а другим военнослужащим с 01.01.2012 они повышены в два-три раза.
При пересмотре пенсий исходя из увеличенных окладов денежного содержания военнослужащих размеры ранее назначенных пенсий увеличились в среднем на 50–70 процентов.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 430-ФЗ размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с 01.02.2017, составил 72,23 процента (с 01.02.2016 – 69,45 процента), то есть повышен по сравнению с предыдущим годом на 2,78 процента. В целом за период с 2013 по 2017 год размер коэффициента к денежному довольствию, учитываемому при начислении пенсии, повышен на 18,23 процента (с 54 до 72,23 процента), что превышает его запланированное двухпроцентное ежегодное увеличение.
Относительно порядка исчисления пенсий федеральным государственным гражданским служащим федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными нормативными актами установлены другие положения, не предусмотренные законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
Одновременно разъясняю, что право законодательной инициативы принадлежит только президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Прокуратура Российской Федерации такими правами не наделена.
Помощник Главного военного прокурора Н. Н. Фещенко
Опубликовано в выпуске № 42 (706) за 1 ноября 2017 года      https://vpk-news.ru/articles/39647

Возврат к списку