+7 (4932)
 37-79-60
SOVVET37@yandex.ru
Ивановское региональное отделение
Полезные ссылки

5 марта знаменательный день в жизни ВПША "Высота"! Юбилей основателя школы авиаторов, полковника в отставке, летчика-истребителя, защитника неба Москвы и Сталинграда, Кузина Александра Яковлевича! Он празднует 100-й день рождения!

5 марта знаменательный день в жизни ВПША "Высота"!    Юбилей основателя школы авиаторов, полковника в отставке, летчика-истребителя, защитника неба Москвы и Сталинграда, Кузина Александра Яковлевича! Он празднует 100-й    день рождения! 06.03.2017 5 марта знаменательный день в жизни ВПША "Высота"!
Юбилей основателя школы авиаторов, полковника в отставке, летчика-истребителя, защитника неба Москвы и Сталинграда, Кузина Александра Яковлевича! Он празднует 100-й день рождения!

Александр Яковлевич родился в городе Инза Ульяновской области в семье рабочего. В 1933 году окончил 8 классов школы, уехал в Москву. В 1936 году окончил школу ФЗУ в городе Орехово-Зуево, в 1937 году - аэроклуб.

В январе 1938 года был призван в Красную Армию Орехово-Зуевским райвоенкоматом. В 1939 году окончил Энгельскую военную школу летчиков как летчик-истребитель. Службу начал младшим летчиком 6-го истребительного авиаполка (Забайкальский военный округ, г. Чита). Летал на истребителях И-16.

В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны полк был переброшен по железной дороги в Подмосковье. В городе Кашира на базе полка было образована два. Младший лейтенант Кузин был зачислен в новый полк с номером 9 "А", с сентября 1941 года переименован в 445-й истребительный авиаполк.

Полк был оставлен в Кашире, в оперативном подчинении 6-го истребительного авиакорпуса ПВО. С 22 июля 1941 года нес службу ПВО на подступах к Москве, одновременно переучивался на новые истребители МиГ-3. 4 февраля 1942 года в воздушном бою одержал первую победу - сбил истребитель Ме-109. В 1941 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В июле 1942 года был назначен командиром звена в 27-й истребительный авиаполк. В составе полка на истребителях Ла-5 участвовал в боях в небе Сталинграда. Одержал две победы лично и две в группе. В августе 1942 был сбит и ранен. Всего в небе Москвы и Сталинграда провел 131 боевой вылет, участвовал в 25 воздушных боях, сбил лично 3 и в группе 2 самолета противника.

В октябре, после госпиталя, вернулся свой полк, где продолжал службу до конца войны. С октября 1943 года по сентябрь 1944 года полк был исключен из действующей армии. Был перевооружен на новый истребитель Як-9. С сентября по декабрь 1944 года вел боевую работу в составе 106-й истребительной авиадивизии ПВО, в системе ПВо города Рига (Латвия). Полк практически не вел боевой работы. Только за 1944 года Кузин провел 953 учебно-тренировочного полета без летных происшествий, подготовил 5 летчиков-ночников. День Победы капитан Кузин встретил командиром эскадрильи.

Продолжал службу в своем полку, вырос до штурмана полка. В октябре 1950 года полк был передислоцирован в Китай, в ноябре 1951 года - в Московский округ ПВО (г. Ржев). В 1951 году выполнил норматив летчика 1-го класса. Освоил реактивные самолеты МиГ-15, МиГ-17ф.

С декабря 1951 года - штурман 178-го истребительного авиаполка, в 1952 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую авиашколу штурманов ВВС. С июля 1954 года - старший штурман 94-й истребительной авиадивизии. (г. Иваново), с марта 1959 года - старший штурман 259-й истребительной авиадивизии (Бакинский округ ПВО). В декабре 1959 года полковник Кузин уволен в запас.

Награжден двумя орденами Красного Знамени (14.02.1943, 23.01.1957), двумя ордеанми Отечественной войны 1-й степени (22.02.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1953), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948), "За оборону Москвы" (01.05.1944), "За оборону Сталинграда" (22.12.1942).
Интервью основателя ВПША "Высота", Кузина Александра Яковлевича!

- Я родился еще при царе Николае Втором. Застал революцию и Гражданскую войну, голод и холод тех лет, хоть, в силу своего малолетства и не запомнил этих событий. Зато отлично помню коллективизацию, организацию колхозов, эпоху индустриализации. В те годы я трудился на текстильном комбинате в подмосковном Орехово-Зуево. Был активным участником Стахановского движения (вместо 6 станков работал на 24-х) И, разумеется, что зарплата у передового рабочего была огромная по тем временам. Как сейчас помню, что ходил я одетым по последней моде - в тужурке и клетчатых бриджах – считал себя “первым парнем на деревне”.

- В один прекрасный день 1934 года в Орехово-Зуево, приехали первые герои СССР — те самые, получившие это почетное звание за спасение Челюскинцев полярные лётчики Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Этих-то прославленных людей и попросили открыть аэроклуб в Орехово-Зуево. Таких клубов на территории СССР в те годы было совсем немного. Просьбу вскоре выполнили - начали по заводам и фабрикам набирать курсантов. Я, конечно же, тоже пожелал стать летчиком. В аэроклубе я начал летать и очень полюбил это дело, а после меня направили в Энгельское авиационное училище ускоренного направления, которое я закончил в 1938 году.

- Оглядываясь на то тревожное время, должен сказать, что приближение той страшной войны чувствовалось заранее - воздух буквально дрожал ее предчувствием, хоть и много говорилось нам по радио и из газет, что, дескать, все в порядке. Сейчас часто приходится слышать, что Сталин, не ожидал нападения, не верил донесениям разведки, думаю, что подобные заявления лишены основания. К примеру, такая вот любопытная деталь: службу я проходил в Чите, и вот уже в мае 1941-го (заметьте, за месяц до начала Великой Отечественной!) нас, лейтенантов, уже не выпускали из гарнизонов. И было более чем понятно, что это неспроста. 22 июня мы встретили в эшелонах - направлялись в Подмосковье, где нам предстояло охранять южные подступы к столице.

- Каждый день вылетал я летчиком-истребителем на боевые задания с аэродрома Кашира. Наш командир эскадрильи Н.Благодаренко таранил немецких разведчиков на высоте девять тысяч метров. Знаете, ежедневно фрицы прилетали в одно и тоже время. Достать их с земли пушкой было невозможно, догнать –нереально. Командиру пришла в голову потрясающая идея - заблаговременно просчитать за сколько времени до появления фрица надо вылететь, он это сделал – и… совершил потрясающий таран. Это был наш первый крупный успех. В дальнейшем побед было немало: выполняя свой долг, мы сумели сбить достаточное количество немецких бомбардировщиков, отогнав врага на 300 километров от Москвы. И знаете, скажу без ложной скромности, ни одного самолета на Москву с юга мы так и не пропустили. Вообще же, оборона Москвы была построена очень грамотно: на всех высоких этажах столицы стояли зенитчики, вокруг Москвы – аэростаты, и уже дальше стояли мы - истребители. Так мы и защитили Москву в той страшной войне.

- А дальше был Сталинград… На взятие этого города фашистами были брошены огромные силы. Это не преувеличение - авиационные полки в Сталинграде максимум выдерживали месяц. Не больше! До сих пор помню 22 августа 1942 года: средь бела дня небо над Сталинградом было черным-черно и гудело от тысячи бомбардировщиков и сотен истребителей. Это было очень страшно… Я был сбит в том бою, но прежде я сбил фашистов. За что и получил свой орден красного знамени.
- Уже позднее участвовал я в освобождении Прибалтики и восточной Пруссии. Непосредственно в Риге закончились мои военные действия. Война закончилась, но мир только снился. Уже совсем скоро началась изматывающая эра “холодной войны” – тихого противостояния СССР и Америки.

- В те годы я служил в Азербайджане и в Армении. На своих локаторах мы видели американские самолеты на их базах. И знаете, дня не проходило без ложной тревоги: они взлетали, долетали до наших границ, разворачивались и возвращались на базы. Каждый день нам приходилось поднимать всю технику в воздух...

- Впрочем, сейчас, на земле опять неспокойно. Мир сотрясается от локальных конфликтов то там, то здесь, все ближе к России, но всем прекрасно ясно, что за всеми этими конфликтами стоит Америка и цель у них все та же... Мне бы очень хотелось верить, что, если возникнет такая необходимость, наша молодежь окажется достойна своих героических дедов и прадедов.

- “Высота” зародилась в 1966 году. Уставы и название мы сочиняли совместно с курсантами. А цель школы, идея об ее создании, принадлежала, секретарю райкома комсомола Ленинского района Анатолию Райкову.

- Заинтересованность среди детей была огромная – в первом наборе “Высоты” у меня было 150 человек одних мальчишек. Второй набор был уже с девочками, которые не меньше мальчишек хотели летать. В те годы в обществе был очень большой престиж армии.

Возврат к списку